14:44 

большое про самайн

Ata & Koffe
Omnia mutantur, nihil interit.
Не умею делать закрытые записи=)
Пост на тему того, как я представляю себе празднование Самайна.
Вступление.
1. Есть мнение, что древний праздник сошел на нет по воле старейшин решивших, что великое действо на холме заменилось только игрой и потеряло свой глубинный смысл.
2. Есть мнение, что народ собирается на праздники, потому как хочет чего-нибудь попраздновать.
3. Есть мнение, что обращение к чужим и древним традициям опасно (видимо неким метафизическим образом опасно).
4. Есть мнение, что планировать узкокомпанейский праздник за ранее не следует.
По моему скромному мнению суждения сии к нашей вечеринке отношения не имеют.
1. Мы не планируем поиграть в кельтский праздник
2. Мы не собираемся попраздновать абстрактное чего-нибудь. Я (и вероятно не одна такая) болезненно переношу переход от лета к зиме (на темную сторону года), и с садичного возраста уверена, что он совершается на 1 ноября, потому как в ноябре лежит снег. Переходный момент – штука тяжелая, посему вижу много смысла проходить через него веселой толпой – потому и собираемся.
3. Мы способны откопать только достаточно абстрактные и поздние традиции Самайна… которые (как показывает практика) не серьезно отступают от бодрствующих до ныне общеевропейских традиций встречи праздников солярного цикла (мы в младших классах школы с подругами на встречу зимы пекли овсяное печенье, варили яблочный компот и жгли свечи – что откуда берется?!).
4. Составные предполагаемой компании слишком пассионарны, чтобы не делать для них заготовку культурной программы, иначе (судя по опыту) приглашенные делятся на темных и светлых и начинают борьбу за образ жизни.

Концепция: празднуем закат лета, начало темной части года, с целью умиротворить потусторонние силы неизвестно чего.

Отступление: касательно кровавости древнего праздника Савань. Да, жутко кровавое действо, бо праздник скотоводческий, знаменует загон скота с летних пастбищ, отсев скотины, которая вряд ли переживет зиму, и забой её на зимние припасы. Рядом по смыслу ложится мифологема про гибель нарушивших гейсы и про смерть негого вечно воскресающего «рогатого бога». Здесь уже и до контакта с потусторонним миром не далеко, а раз уж дело до этого контакта дошло, то позорно было бы не вспомнить ушедших в мир иной близких (хотя, кажись, это для скотоводческих культур не типично). В таком ключе мы получаем день поминовения мертвых… Но учитывая наши современные боязливость и ранимость мы можем его с тем же успехом не получать, остановившись на проводах светлой половины года.

Чего нам известно про самайнские традиции:
1. «…на равнине Муртемне, не бывало ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье».
2. Самайн – не принадлежит ни светлой ни темной половине года – «время безвременья» потому и затушевана грань между двумя противолежащими мирами, потому следует проявлять большую осторожность и проявить инициативу в отпугивании всяческой потусторонности. Черепа врагов с горящими глазами мы развешивать не будем, но что-то предпринять явно следует.
3. Примирительные соглашения, всяческий возврат долгов, многоплановая (или много планировавшаяся =/ ) приборка и соревновательные игры. Ну это ясно, не требует особой деятельности.
4. Огонь. Костер предлагаю заменить комнатно-квартирным вариантом – свечами, добывание которых (как и еды) считаю ответственностью всех ожидаемых гостей. Но есть вопрос, как будем добывать новый огонь (тот до которого все прочие огни (считая зажигалки и комфорки) не возжигаются), если по уму, то можно и от спички – тоже трение. Танцы с открытым огнем и прыганье через свечи не приветствуются (отжигающие у нас и без того есть), + прыжки через костер – вероятно отголосок человеческих жертвоприношений.
5. Предсказания будущего. Факультативно в индивидуальном порядке, потому как часть из нас к этому слишком серьезно относится, часть и так все знает, а часть уверена, что будущего нет. Я же полагаю, что это все же ребяческая забава=)
6. Еда. Приносим с собой. Овсяные хлебцы они же печенье – это уж точно. Бублики, баранки и прочие съестные кольца – знак неразрывности годичного цикла, напоминание, что «вслед за зимой холодной всегда приходит весна» - собственно, то к чему обращена большая часть самайнских чаяний. Орехи и яблоки. Рыба. Молоко и сыр. С мясом решайте сами.
7. Напитки. Алкогольные + горячие. «В Галлии большое распространение получило вино. В других кельтских странах пальма первенства принадлежала пиву, которое варили почти в каждом доме. В более древние времена готовили медовуху (mid) - напиток на основе забродившего меда.»

URL
Комментарии
2008-10-24 в 18:00 

Тэя
Чудеса случаются, но над этим приходится много работать. (с)
Общали вчера Тао на тему традиций и толкования. Не обязательно к воплощению на нашем празднике, но, так - к размышлению =)

Считалось, что непосредственно в ночь Черного Самайна уходят в другой мир души всех, кто умер за год. И. соответственно, напоследок иногда позволяют себе больше, чем обычно. От таких шутников и оберегались. А еще от сидов, духов природы и истончившейся границы между мирами.

Переодевание. Действтительно имело место, но не в чертей и демонов (это черевато - ведь примум за своего и могут утащить!) и не в "светлых" богов и сидов (сиды, конечно, реже подшучивают друг над другом, но все равно, лучше не нарывться...) а в других людей. Т.е. мужики в баб и наоборот, или просто маскировались - чтоб "уходящие" не узнали, не утащили с собой. Можно так же, хоть и более рисково - одеть одежду предка - тогда есть шанс, что предок вступиться за потомка, случись что. Но, ясень пень - предок не должен был почить в уходящем году!

Свеча на окне - это не только знак умершим, что о них помнят и освещают последнюю дорогу, но и граница: "Тут живые! Мертвым ходу нет"

Нередко приносили своеобразную жертву, откуп - за порог дома выставлялись вареные яблоки и овощи (для душ) и молоко (для сидов). Яблоки можно было закопать в землю - конечно, до захода солнца. Потому как "редкая птица" выйдет из дома этой ночью по своей воле.

2008-10-29 в 11:27 

Какая радость, когда человек что-то слышит!
www.diary.ru/~Niek/p52003108.htm
тут Кейн несколько ссылок повесил.

   

Дневник Ata & Koffe

главная